Пивные традиции в России
Русский
народ любит выпить. Но если до недавнего времени мировое
сообщество считало, что наш идеал – традиционная водка, то в
последние годы приоритеты россиян изменились. Теперь все чаще
можно увидеть граждан, распивающих пиво на улицах или в парке на
лавочке.
Следует заметить, что этот хмельной напиток был известен еще
нашим предкам. Во всех славянских языках присутствует слово
«пиво»; раньше так называли любой напиток вообще.
Во время археологических раскопок на месте древнего Новгорода
были найдены берестяные грамоты, в которых упоминались перевары
– хмельные напитки из меда и пива, отличавшиеся большой
крепостью. Следует также отметить, что пиво, солод и хмель
входили в состав оброков крестьян за пользование землей. В
летописных книгах и грамотах новгородских земель 1499-1500 гг.
упоминаются бочки с хмелем и пивом. В сборнике норм
древнерусского права «Русская правда» говорится, что вирнику,
сборщику платежей и штрафов, в день полагалось ведро солода, а
мастерам, занимавшимся ремонтом городских укреплений, помимо
денег, еды и питья выдавался солод, чтобы они могли варить себе
пиво. Пиво наряду с луком и хлебом входило в основной набор
продуктов питания.
Центрами пивоварения на Руси, как и в остальных европейских
странах, были монастыри, как мужские, так и женские.
Пиво часто упоминается и в царских указах. Например, великий
князь Иван III в годы своего царствования с 1462 по 1505 год
запретил кому бы то ни было варить пиво и употреблять хмель,
присвоив это право казне. Позже указ был отменен. Со времен его
царствования наряду с хлебным вином пиво подают в кабаках.
В начале XVII века великий князь Михаил Федорович Романов послал
в Псков грамоту с запрещением покупать хмель, мотивируя это
дошедшим до него сообщением, «что есть на Литве баба-ведунья, и
наговаривает на хмель с целью навести на Русь моровое поветрие».
При этом, конечно, преследовалась цель ограничить импорт хмеля
из Литвы и расширить производство своего.
Со временем на Руси появляется все больше и больше пивоварен. В
1715 году по указанию Петра I в Петербург были выписаны
солодовники и пивовары, что способствовало ускорению развития
этого промысла. К этому же году относится основание
существующего по сей день пивзавода во Львове.
В противоположность Чехии, Германии, Литве, Латвии и Эстонии, в
России пиво не считается национальным напитком. Этому есть
множество причин: огромные просторы русских земель, малая
плотность населения, появление других «отвлекающих» факторов,
наиболее значимым из которых стала водка. Тем не менее, в
чрезвычайной популярности пива в русском государстве сомневаться
не приходится. Еще в договоре князя Владимира с болгарами
говорилось «... и реша болгаре, толи не будет межю нами мира,
оли камень начнет плавати, а хмель – тонуть». Хорошо известны
слова: «Руси есть веселье пити, не можем мы без этого быти»,
которыми князь Владимир объяснил отказ принять мусульманство.
Возможно, не займи водка первое место на рынке алкогольной
продукции, развитие пивоварения на Руси пошло бы совсем другим
путем. А с российскими «левшами» наша страна вполне могла встать
в один ряд с известнейшими мировыми производителями,
потребителями и распространителями пива.