Пиво
Пиво упоминается в фольклоре так же часто,
как и мед. Видимо, раньше слово «пиво» означало всякое питье, напиток вообще, а вовсе не
рассматривалось
как алкогольный напиток определенного вида в современном нашем
понимании. Например, в Никоновской летописи (XI век) есть фраза:
«Благослови пищу
нашу и пиво». Позднее, однако, появляется термин «твореное
пиво», то есть напиток, питье, специально сваренное, сотворенное, как мед. Но и
тогда пиво не
было напитком в современном понимании этого слова.
Изучая исторические хроники, фольклор, современные исследования
о быте
наших предков, не раз удивляемся отсутствию в них четкого
алкогольного стандарта. В текстах часто встречались такие термины, как «хмельное»
или «пиво твореное». Но эти термины обозначали алкогольные напитки вообще и
давали определение только одного признака - употребления при производстве
хмеля.
Ответ на этот вопрос был простым. В те времена пиво еще не было
строго определенным напитком.
«Хмельным» или «пивом твореным» ноши предки часто называли
всякий искусственно созданный алкогольный напиток: квас, сикеру,
вино - все это было в целом твореное пиво. А вот пиво в
современном понимании имело другой термин - ол. Это был напиток,
похожий на наше пиво, но только более густой и гораздо сильнее
опьяняющий. Это твореное пиво - ол - считалось таким же крепким
алкогольным напитком, как чистое вино. По крепости ол и вино
были примерно равны.
Судя по скупому описанию источников, пиво - ол приготавливали не
просто из ячменя, а с добавлением хмеля и полыни, то есть трав,
зелий. Поэтому иногда такое твореное пиво - ол - называли зельем,
то есть напитком, сдобренным разными травами. Слово «ол» по
звучанию очень напоминает шотландский эль, также
приготавливаемый из ячменя с травами, например, с добавлением
цветов вереска. И шотландский эль, прусский ол были
высококачественными и благородными напитками, и иногда заменяли
на пирах даже вино.